Алтайская митрополия Русская Православная Церковь

В Великий Четверг епископ Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе

2 мая, в Великий Четверг, день Воспоминания Тайной Вечери, епископ Бийский и Белокурихинский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Успенском кафедральном соборе города Бийска.

Преосвященному владыке сослужили: ключарь собора протоиерей Александр Петров, протоиерей Владимир Ащеулов, иерей Димитрий Щербаков, иерей Иоанн Шкуропацкий, иерей Артемий Золотых, диакон Вадим Шпак, диакон Никита Гологузов.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую…». Затем епископ Серафим вознес молитву о Святой Руси.

На литургии владыка Серафим причастил верующих Святых Христовых Таин.

По окончании богослужения архипастырь обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся с проповедью:

«“Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем”. Сегодня мы с вами воспоминаем установление этого Великого Таинства, когда Господь совершил последнюю трапезу со Своими учениками. Это историческое событие, произошедшее в определенный момент времени и в определенном месте. У еврейского народа была традиция совершать в честь праздника Пасхи – исхода из египетского плена – трапезу, на которую собирались все члены семьи. Был и порядок совершения этой трапезы: глава семьи поднимал хлеб и благословлял его, затем хлеб раздавался всем присутствовавшим. Но на этой пасхальной трапезе произошло по-другому – Господь не произнес обычных слов на благословение хлеба, Он произнес иные слова, вначале не понятые Его учениками. Христос благословил хлеб, преломил его и сказал: “приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. Взяв чашу с вином, Господь также произнес не обычные в таком случае слова, а сказал: “пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”.

Это великое спасительное таинство, которое животворит душу и тело, вводит нас в реальность жизни. Это не просто какое-то историческое событие, произошедшее две тысячи лет назад, не просто воспоминание или не просто символическое действие которое мы совершаем в храмах. Посредством благодати Духа Святого через принятие Тела и Крови Христовых мы становимся реальными участниками той Божественной трапезы, которую Господь предложил Своим ученикам, когда под видом хлеба и вина Он дал им Свое Тело и Свою Кровь.  

Апостол Павел в 1-м послании к коринфянам говорит: “кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем”. Здесь автор послания подразумевает людей, которые, приступая к Чаше, не осознают величия преподаваемой им Святыни. “Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает”, – продолжает свою мысль апостол. Но как Великая Животворящая Святыня, лекарство от болезни греха, которым поражены мы все, может быть "в суд и осуждение", как мы читаем в молитве ко Святому Причащению? Это может быть, когда мы не подготовили свою душу через покаяние и молитву к принятию Таинства. Ведь Иуда тоже подошел к Чаше! Тогда, перед совершением Тайной Вечери, Иисус сказал: “один из вас предаст Меня”. Эти слова были обращены к сердцу Иуды, чтобы он раскаялся в своем злом намерении но на Иуду эти слова не подействовали, потому что он уже положил на сердце своем предать Христа. Петр на трапезе после слов Христа дал знак Иоанну, чтобы тот спросил Господа, о ком Он говорит. Как сказано в Евангелии от Иоанна, “Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту”. Но какие страшные слова мы читаем дальше: “И после сего куска вошел в него сатана”. Иуда не был достоин этой Великой Святыни, злое намерение было в его сердце и поэтому Причастие послужило ему “в суд и осуждение”.

Некоторые люди, не понимая, думают, что не нужно часто причащаться. Кто-то причащается раз в год, кто-то по числу постов – четыре раза в год. Кто-то лицемерно при этом оправдывает себя, говоря, что недостоин. Но Господь и дал таинство Покаяния совершать не ангелам – чистейшим духам, а таким же грешным людям – священникам. Потому что священник поймет другого человека. Если бы мы приносили свое покаяние и исповедовались перед ангелами, то даже самый наивный и простейший грех не был бы понят ангелами, и мы бы никогда не были допущены ко Святой Чаше.

Через таинство Причастия Духом Святым для нас становится актуальным и само Воплощение Сына Божия, Его жизнь, Его проповедь, Его общественное служение, Его Страдания, Его Крестная Смерть, Его Воскресение и Восшествие на небеса. Это становится реальностью жизни каждого человека. С нашей стороны необходимо лишь осознание своей греховности, своего недостоинства, молитвенная подготовка и искреннее раскаяние в своих грехах. Тогда таинство Причастия будет “не в суд или во осуждение”, а действительно во исцеление души и тела. Аминь».